05
желтоқсан
2022
"Непрерывное совершенствование уровня мастерства педагогов как залог становления успешной личности учащегося"
"Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями,
но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя"
(Иоганн Вольфганг Гёте)
Уважаемы коллеги! В педагогической теории дискуссия об детерминанте содержания образования продолжается уже не одно десятилетие. Известно, что одним из ведущих факторов содержания образования является концентрированное выражение интересов общества и личности. Какие же еще факторы определяют структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи?
Мы все понимаем, что общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, чтобы в будущем он включился в социальную деятельность и принес пользу государству. Соответственно, современное образование нацелено на развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу. Мы стремимся к созданию полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности посредством изучения основ наук, искусства и спорта.
Из чего делаем вывод, что деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом она выступает как содержание организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности. Здесь я хотела бы остановиться подробнее. Опыт… Что может быть значительней и важнее в деле обучения и воспитания?
Например: теоретики Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин считают, что главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями.
И действительно, даже самый незначительный элемент социального опыта выполняет свою функцию в развитии личности ребенка. Зачастую мы знаем теорию, но не можем применить на практике, в творчестве. Усвоенный материал не факт приобретения умений и навыков.
Актуальность заявленной проблемы в связи с преобразованиями, происходящими сегодня в обществе, в образовательных системах, и постановкой новых целей и задач перед средним образованием, стоит и перед педагогическим коллективом Многопрофильной гимназии №41.
В качестве детерминанта профессионального развития наших педагогов мы определили следующие:
-создание условий, необходимых для реализации потенциалов профессионального становления педагога;
-идею непрерывного профессионального образования учителя.
Профессиональное становление личности педагога, его новый тип педагогического мышления в обновленном содержании образования занимает важное место. Согласитесь, профессиональное становление – это не просто период трудовой деятельности учителя. Это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс. Если мы обратимся к «Толковому словарю русского языка», то прочитаем, что «Становление – это возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, учитель должен постоянно развиваться, чтобы научить других. Поэтому менеджмент управления учебно-воспитательным процессом нашей гимназии организован таким образом, чтобы каждый педагог не только имел возможность комфортно преподавать, но и совершенствоваться на протяжении всей своей трудовой деятельности.
Опыт работы в школе позволяет сделать вывод, что после Университета в школу, как правило, приходят две категории педагогов: это, так называемые, «попутчики» и «будущие профессионалы». С первой категорией все просто и понятно – они не будут работать в школе и, скорее всего, найдут другой род занятий. А вот вторая категория – это находка для образования. Они осознанно выбирают профессию и стремятся к формированию профессиональных качеств. Осваивают знания, умения, навыки, приобретают профессиональный опыт. Развивают в себе качества, необходимые для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. И в конце концов у них вырабатывается мастерство, профессионализм, иначе говоря, качественное, творческое выполнение своей деятельности. Таких профессионалов своего дела в нашей гимназии достаточно много: мастеров 12 (что составляет 8,6%), исследователей 53 (что составляет 38,4%), мастера и исследователи составляют 47,1% . Таким образом, первая детерминанта – создание условий для профессионального роста находится в действии и дает свои результаты.
Чтобы работала вторая детерминанта – непрерывное обучение в течение жизни для профессионального становления педагога – необходимо разрабатывать определенные стратегии и планы. Поэтому, конечно же, необходимо проанализировать качественный состав коллектива и его возможности. Ведь от опыта и стажа работы во многом зависит и уровень профессионального становления учителя. Например, у нас:
Говоря о профессиональной компетенции педагога, необходимо рассматривать ее в контексте педагогической деятельности как «свойстве личности». Другими словами, – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.
В соответствии с разработанной в гимназии моделью педагога, учитель нашей гимназии это: Исследователь. Творец. Гуманист.
Наши учителя обладают достаточным творческим потенциалом, способны вносить изменения в содержание образования, внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания. Одним словом, достижение профессионализма деятельности происходит через профессионализм личности.
Уважаемые коллеги! Предоставление гражданам Республики Казахстан права получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни нормативно закреплено в «Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное образование)» (постановление № 944 от 28.12.2021 года принято Правительством РК)
И сегодня, когда школы испытывают необходимость в квалифицированных кадрах, одним из решений проблемы будет принцип «мобильности трудовых ресурсов - возможность смены профиля деятельности и параллельного получения профессионального образования по различным направлениям». Учитель, имеющий две-три специализации, более компетентный, успешный и востребованный.
Не менее важно в профессиональном становлении учителя его духовное совершенствование, которое выступает условием успешного решения профессиональных и жизненных проблем. Сохранение традиций, духовно-нравственных ценностей, жизненного опыта обеспечивают саморазвитие профессионализма педагога.
Закончить свой доклад я хотела бы словами Николая Кареева «Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты» .
Спасибо за внимание!
Директор Многопрофильной гимназии №41 им. А.Пушкина М.В.Гладченко
Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями,
но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя"
(Иоганн Вольфганг Гёте)
Уважаемы коллеги! В педагогической теории дискуссия об детерминанте содержания образования продолжается уже не одно десятилетие. Известно, что одним из ведущих факторов содержания образования является концентрированное выражение интересов общества и личности. Какие же еще факторы определяют структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи?
Мы все понимаем, что общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, чтобы в будущем он включился в социальную деятельность и принес пользу государству. Соответственно, современное образование нацелено на развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу. Мы стремимся к созданию полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности посредством изучения основ наук, искусства и спорта.
Из чего делаем вывод, что деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом она выступает как содержание организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности. Здесь я хотела бы остановиться подробнее. Опыт… Что может быть значительней и важнее в деле обучения и воспитания?
Например: теоретики Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин считают, что главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями.
И действительно, даже самый незначительный элемент социального опыта выполняет свою функцию в развитии личности ребенка. Зачастую мы знаем теорию, но не можем применить на практике, в творчестве. Усвоенный материал не факт приобретения умений и навыков.
Актуальность заявленной проблемы в связи с преобразованиями, происходящими сегодня в обществе, в образовательных системах, и постановкой новых целей и задач перед средним образованием, стоит и перед педагогическим коллективом Многопрофильной гимназии №41.
В качестве детерминанта профессионального развития наших педагогов мы определили следующие:
-создание условий, необходимых для реализации потенциалов профессионального становления педагога;
-идею непрерывного профессионального образования учителя.
Профессиональное становление личности педагога, его новый тип педагогического мышления в обновленном содержании образования занимает важное место. Согласитесь, профессиональное становление – это не просто период трудовой деятельности учителя. Это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс. Если мы обратимся к «Толковому словарю русского языка», то прочитаем, что «Становление – это возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, учитель должен постоянно развиваться, чтобы научить других. Поэтому менеджмент управления учебно-воспитательным процессом нашей гимназии организован таким образом, чтобы каждый педагог не только имел возможность комфортно преподавать, но и совершенствоваться на протяжении всей своей трудовой деятельности.
Опыт работы в школе позволяет сделать вывод, что после Университета в школу, как правило, приходят две категории педагогов: это, так называемые, «попутчики» и «будущие профессионалы». С первой категорией все просто и понятно – они не будут работать в школе и, скорее всего, найдут другой род занятий. А вот вторая категория – это находка для образования. Они осознанно выбирают профессию и стремятся к формированию профессиональных качеств. Осваивают знания, умения, навыки, приобретают профессиональный опыт. Развивают в себе качества, необходимые для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. И в конце концов у них вырабатывается мастерство, профессионализм, иначе говоря, качественное, творческое выполнение своей деятельности. Таких профессионалов своего дела в нашей гимназии достаточно много: мастеров 12 (что составляет 8,6%), исследователей 53 (что составляет 38,4%), мастера и исследователи составляют 47,1% . Таким образом, первая детерминанта – создание условий для профессионального роста находится в действии и дает свои результаты.
Чтобы работала вторая детерминанта – непрерывное обучение в течение жизни для профессионального становления педагога – необходимо разрабатывать определенные стратегии и планы. Поэтому, конечно же, необходимо проанализировать качественный состав коллектива и его возможности. Ведь от опыта и стажа работы во многом зависит и уровень профессионального становления учителя. Например, у нас:
- Начинающих преподавателей, работающих 1-2 года - 4 (учителя работают по образцам, примерам и рекомендациям, как правило, копируют своих наставников, так как боятся собственных идей, потому что могут ошибиться)
- Молодых специалистов, работающих от 2-5 лет – 10 (они уже стараются научиться анализировать внедрять свое)
- Опытные преподаватели, работающие 5-10 лет - 26 (они самостоятельно организуют и планируют свою деятельность, решают неординарные ситуации)
- Профессионалы, 10-20 лет стаж работы – таких у нас 40 (работают в системе, они практики)
- Мастера, работающие свыше 20 лет – их 60 (здесь уже богатый опыт, высоко развита интуиция, умение решать сложные, глубоко скрытые проблемы)
Говоря о профессиональной компетенции педагога, необходимо рассматривать ее в контексте педагогической деятельности как «свойстве личности». Другими словами, – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.
В соответствии с разработанной в гимназии моделью педагога, учитель нашей гимназии это: Исследователь. Творец. Гуманист.
Наши учителя обладают достаточным творческим потенциалом, способны вносить изменения в содержание образования, внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания. Одним словом, достижение профессионализма деятельности происходит через профессионализм личности.
Уважаемые коллеги! Предоставление гражданам Республики Казахстан права получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни нормативно закреплено в «Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное образование)» (постановление № 944 от 28.12.2021 года принято Правительством РК)
И сегодня, когда школы испытывают необходимость в квалифицированных кадрах, одним из решений проблемы будет принцип «мобильности трудовых ресурсов - возможность смены профиля деятельности и параллельного получения профессионального образования по различным направлениям». Учитель, имеющий две-три специализации, более компетентный, успешный и востребованный.
Не менее важно в профессиональном становлении учителя его духовное совершенствование, которое выступает условием успешного решения профессиональных и жизненных проблем. Сохранение традиций, духовно-нравственных ценностей, жизненного опыта обеспечивают саморазвитие профессионализма педагога.
Закончить свой доклад я хотела бы словами Николая Кареева «Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты» .
Спасибо за внимание!
Директор Многопрофильной гимназии №41 им. А.Пушкина М.В.Гладченко
