05
июнь
2017
Отчет директора МГ № 41 имени А.Пушкина
Отчет о результатах деятельности гимназии за 2012-2016 годы
1.Общие сведения о гимназии
Название организации образования: Коммунальное государственное учреждение «Многопрофильная гимназия № 41 имени А.Пушкина отдела образования акимата города Тараз».Открылась в 1982 году как средняя общеобразовательная школа. В 1990 году получила статус средней школы-гимназии. Статус многопрофильной гимназии был присвоен в 2003 году.1.Общие сведения о гимназии
Место нахождения: город Тараз, 9 микрорайон «Мынбулак», Жамбылская область, Республика Казахстан.
Площадь территории – 2,8337 га, площадь здания - 5461,3 кв.м.
Язык обучения – русский.
Первоначальная проектная мощность согласно технического паспорта – 1176 - 1180 учащихся (46 класс-комплектов).
Режим работы – двухсменный при шестидневной рабочей неделе. С сентября 2015 года для учащихся первых классов введен пятидневный режим учебы.
Административный состав гимназии: директор, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по профильному обучению, заместитель директора по УВР начального обучения (1-4 классы), заместитель директора по УВР средней ступени обучения (5-7 классы), заместитель директора по УВР старшей ступени обучения (8-11-е классы), заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по воспитательно-профилактической работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части.
Вспомогательные службы: психолого-педагогическая служба (два педагога-психолога), социальный педагог, библиотечная служба (заведующий библиотекой, библиотекарь), менеджер, архивно-секретарская служба (делопроизводитель, секретарь).
Основной формой коллегиального управления гимназии является педагогический совет. В целях воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления созданы и функционируют органы самоуправления - Совет гимназии, Общественный фонд «Попечительский совет гимназии № 41».
Главным консультационным и экспертирующим органом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса является научно-методический совет. Основным структурным профессиональным подразделением является учебно-методическая кафедра (далее - УМК) и методическое объединение (далее – МО), объединяющие педагогов по циклам предметов и функциональному статусу.
Функционируют 9 УМК и 2 МО:
- УМК казахского языка и литературы;
-УМК русского языка и литературы;
-УМК иностранных языков;
-УМК математики, информатики и физики;
-УМК естественнонаучных дисциплин;
-УМК начального обучения;
-УМК технологии и эстетического воспитания;
-УМК истории и обществоведческих дисциплин;
-УМК физической культуры и НВП;
-МО «Самопознание»;
-МО классных руководителей.
С 1990 года в гимназии осуществляется предпрофильная подготовка с 8-го класса. В настоящее время функционируют профили: информационно-математический (ИМ), военно-технический (ВТ), социально-гуманитарный (СГ), естественно-экономический (ЕЭ).
С 2012 года педагоги гимназии включились в реализацию в учебно-воспитательном процессе новых подходов в обучении и воспитании. С 2014 года гимназия вошла в сеть школ поддержки обновления содержания среднего образования в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров (ведущие школы). Цель ведущей школы – создание условий для освоения практики реализации Программ в условиях обновления содержания образования в партнерских школах. На январь 2016 года 14 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации по уровневым программам, в 2013 году директор гимназии Туребекова Ж.М. прошла обучение на 9-месячных курсах повышения квалификации по уровневым программам для руководителей организаций образования.
На основании приказа № 445 от 06 ноября 2014 года МОН Республики Казахстан с 2015-2016 учебного года гимназия вошла в состав 30 пилотных школ по апробации учебных программ начальной школы (1-е классы) обновленного содержания образования. Целью апробации является апробирование структуры и содержания 12-летней модели среднего образования, создающей условия для интеграции системы образования Республики Казахстан в международное образовательное пространство. В пилотном проекте приняли участие классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, 167 учащихся – первоклассников. Кураторами по реализации проекта стали замдиректора по профильному обучению и замдиректора начальной школы, прошедшие соответствующее обучение на курсах повышения квалификации по внедрению обновленного содержания образования в ЦПМ г.Астаны.
В гимназии развита система дополнительного образования. Функционируют музыкальное отделение по классу фортепиано, творческие и интеллектуальные кружки, спортивные секции, клубы. Научно-исследовательская деятельность учащихся организуется в рамках урочной и внеурочной системы, научного общества учащихся «Жас Тұлпар».
Функционирует столовая, обеспечивающая учащихся горячим питанием и буфетной продукцией. Медицинское обслуживание обеспечивается медицинским кабинетом и стоматологическим кабинетом. В состав медперсонала входят врач-педиатр, врач-стоматолог (ГТП № 4), медицинская сестра, санитарка.
Количество педагогов –118,
Количество техперсонала –48;
Учебных кабинетов – 41;
Спецкабинетов –2 (кабинеты химии и физики);
Количество спортивных залов – 2 (большой и малый);
Школьных мастерских – 2 .
2.Ученики
По состоянию на январь 2016 года численность учащихся составляет 1340.Из них:
1-4-е классы – 630
5-9 классы – 570
10-11 классы – 140
Количество класс-комплектов – 49. Переконтингент составляет 164 учащихся. Основной контингент учащихся проживает по закрепленномумикроучастку (9 микрорайон). Кроме того, в гимназии обучаются дети, проживающие на разныхмикроучастках города, в том числе отдаленных. Наличие переконтингента учащихся свидетельствует о достаточно высоком имидже гимназии среди жителей города. При этом выявляется тот факт, что основное количество детей с низкой мотивацией к обучению проживает в 9-м микрорайоне. Связано это с тем, что для проживающих по микроучастку детей конкурсный отбор при приеме в гимназию не проводится.
Состав учащихся по половой принадлежности указывает на незначительную разницу: девочек -693, мальчиков – 647. Национальный состав ученического контингента разнообразный. В гимназии обучаются представители 34 национальностей и народностей.
Из них:
казахов – 461 (34%), русских – 473 (35%), корейцев – 154 (11,5%), узбеков – 69 (5%), татар – 36, (2,6%) украинцев – 36 (2,6%), немцев – 33 (2,4%), азербайджанцев – 13 (1), других – 65 (4,8%).
Сравнительный анализ социальных показателей
Результаты сравнительного анализа социальных показателей гимназии показывают, что с 2011 года количество многодетных семей увеличилось на 5% - с 9 (0,7%) до 77 (5,7%), соответственно в них детей с 3,2% до 23%. Количество малообеспеченных семей выросло на 2,3% - с 9 (0,7 %) до 40 (3%) от общего контингента учащихся.Увеличилось количество детей, находящихся под опекой и попечительством, с 5 (0,38%) до 11 (0,8%), детей с ограниченными возможностями с 3 (0,23%) до 9 (0,66). Наблюдается увеличение неполных семей – 337 (25%), что на 5% больше по сравнению с 2011 годом.
В целом по социально-экономическому статусу преобладают полные благополучные семьи со средним материальным достатком. Все учащиеся гимназии имеют одинаковые условия и равные возможности для получения качественного образования независимо от национальной принадлежности, социально экономического статуса семьи.
3.Итоги обучения и воспитания
Деятельность педагогического коллектива гимназии за отчетный период была направлена на обеспечение выполнения государственных образовательных программ, повышение качества образования за счет внедрения инновационных технологий, психолого – педагогических подходов в обучении и воспитании. Проводилась работа по созданию образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост учащихся, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности, повышение уровня обученности.Основные задачи, которые решались педагогами в ходе обучения были следующие:
- раскрытие перед учащимися социальной, практической значимости изучаемого материала, формирование функциональной грамотности;
- активизация работы по проблеме мотивации учения;
- развитие навыков самопознания и рефлексии с целью формирования способности к выбору дальнейшего профиля обучения.
Итоги обучения и воспитания подводятся путем проведения мониторингов успеваемости (по результатам контрольных работ, административных контрольных срезов, триместровых, годовых оценок, ЕНТ, достижений учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и т.д.).
Качество знаний
учащихся в разрезе предметов в сравнении за 5 лет
учащихся в разрезе предметов в сравнении за 5 лет
Качество знаний
учащихся в разрезе классов в сравнении за 5 лет
учащихся в разрезе классов в сравнении за 5 лет
Самые низкие показатели качества знаний в 7-10-х классах. Относительно высокие показатели учеников 11-х классов связаны с усиленной подготовкой по предметам ЕНТ.
Результаты ЕНТ многопрофильной гимназии № 41 имени А.С.Пушкина
Одно из приоритетных направлений деятельности гимназии – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.Работа педагогического коллектива с одаренными детьми строится на следующих принципах:
-гуманизация и демократизация, социальная и правовая защита детей;
-учет психологических и социальныхфакторов при выявлении одаренных детей и работы с ними;
-непрерывность и системность;
-использование современных диагностических методов;
-профессиональная подготовка учителей к работе с одаренными детьми.
Мониторинг достижений учащихся гимназии в предметных олимпиадах
Мониторинг достижений учащихся в соревнованиях научных проектов школьников
(9-11 классы)
(9-11 классы)
Кроме того, учащиеся начальных классов ежегодно участвуют в соревнованиях научных проектов младших школьников и занимают призовые места. В 2015 году в городском туре научных проектов ученики 2-4 классов заняли 6 призовых мест, 1 призовое место в областном туре и одно место в республиканском туре олимпиады «Зерде». В 2016 году ученики начальных классов заняли 2-е место в республиканской олимпиаде младших школьников «Бастау».
Ежегодно ученики гимназии занимают от 40 до 60 призовых мест в городских, областных и республиканских творческих и интеллектуальных конкурсах сочинений, чтецов, авторских стихотворений и т.п.).
В последние годы учащиеся гимназии принимают активное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня – это республиканские предметные олимпиады КИО, международная предметная олимпиада проекта «Новый урок», Международная олимпиада по основам наук образовательного проекта URFODU, международная олимпиада по страноведению проекта «GoWest», предметные олимпиады проекто «InfoUrok», «VideoUroki.net», конкурсы «Золотое Руно», «Ақбота», «Русский медвежонок», «Ежик», «Кенгуру»и др. Участвуют учащиеся 1-11-х классов и занимают от 800 до 1000 призовых мест.
Анализ работы с одаренными детьми показал, что существует ряд проблем, решение которых приведет к более высоким показателям в данной сфере деятельности коллектива. В первую очередь - недостаточно системный подход в выявлении одаренных детей, низкая эффективность психолого-педагогического сопровождения и недостаточный уровень готовности отдельных педагогов к работе с одаренными детьми. Одна из главных задач на будущее – вывод работы с одаренными детьми на качественно новый уровень, обеспечение последовательности и целенаправленности в данном направлении работы, повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения, методической поддержки педагогов.
Система воспитания в школе строится на основе:
-концепции воспитательной системы гимназии;
-современных принципов воспитания;
-учета индивидуальных особенностей учащихся ;
-учета особенностей контингента родителей учащихся класса;
-компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся;
Основной целью воспитательной работы в гимназии является создание условий для развития социально ориентированной личности, способной к самопознанию, самореализации, самопроектированию, самооценке.
Задачи воспитательной работы:
-способствовать формированию у учащихся гражданско- патриотического сознания, духовно- нравственных ценностей;
-совершенствовать оздоровительную работу с учащимися и привитию навыков здорового образа жизни;
-способствовать развитию коммуникативных навыков и формированию бесконфликтного общения;
-поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности;
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, среднего звена, старшего звена).
Сравнивая результаты уровня воспитанности учащихся за последние 5 лет, можно сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся вырос, т.е. он находится на оптимальном уровне.
Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся гимназии
Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.
Сравнительный анализ занятости учащихся в школьных и внешкольных кружках и секциях
[/center]
Достижения в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях
Работа педагогического коллектива по профилактике правонарушений проводилась по следующим направлениям:
- общая и индивидуальная воспитательно-профилактическая работа с учащимися;
- воспитание правовой культуры и грамотности, обеспечение правового всеобуча;
- предупреждение наркомании, вредных привычек, ВИЧ/СПИДа, пропаганда ЗОЖ;
- общая и индивидуальная работа с родителями, направление на повышение ответственности
взрослых за воспитание детей;
- совместная работа с правоохранительными органами и другими государственными и
общественными организациями;
- деятельность по предупреждению конфликтных ситуаций и суицидального поведения,
гуманизации морального климата;
- воспитание религиозной культуры, толерантности, предупреждение проявлений
религиозного экстремизма;
- развитие системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Достижения в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях
Работа педагогического коллектива по профилактике правонарушений проводилась по следующим направлениям:
- общая и индивидуальная воспитательно-профилактическая работа с учащимися;
- воспитание правовой культуры и грамотности, обеспечение правового всеобуча;
- предупреждение наркомании, вредных привычек, ВИЧ/СПИДа, пропаганда ЗОЖ;
- общая и индивидуальная работа с родителями, направление на повышение ответственности
взрослых за воспитание детей;
- совместная работа с правоохранительными органами и другими государственными и
общественными организациями;
- деятельность по предупреждению конфликтных ситуаций и суицидального поведения,
гуманизации морального климата;
- воспитание религиозной культуры, толерантности, предупреждение проявлений
религиозного экстремизма;
- развитие системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Сравнительный анализ правонарушений за 5 лет (2011 – 2016)[center]
На учащихся, состоящих на внутришкольном учёте и учете ОДН, ведутся наблюдательные дела, заведены тетради индивидуальной работы с подучётниками, проводятся систематические посещения на дому, беседы с родителями, составляются акты посещений, педагоги-психологи проводят работу согласно составленной программе коррекции поведения.
4.Учителя
За истекший период кадровый потенциал претерпел незначительные изменения. Если на начало 2011-2012 учебного года в гимназии работало 117 педагогов, то по состоянию на 2015-2016 учебный год работает 118 педагогов.Из них: с высшим образованием – 117 (99%), со средним специальным – 1. Отличников образования - 4, учителей, имеющих степень магистра – 3. Из общего числа педагогов имеют педагогический стаж от 0 до 3 лет – 9, от 4 до 10 лет – 29, от 10 до 20 лет – 37, свыше 20 лет – 43. Педагогов-пенсионеров – 4, молодых специалистов – 9.
Мониторинг качественного состава педагогов по категориям
В педагогическом коллективе представлено 14 национальностей. Из них: казахов – 48, русских – 45, корейцев – 6, татаров – 5, украинцев – 3, узбеков и киргизов – по 2, сербов, греков, азербайджанцев, белорусов, каракалов – по одному. Педагогов – мужчин – 14 (11,8%).
Сравнительный анализ уровня профессионального развития педагогов
(по результатам диагностического исследования)
(по результатам диагностического исследования)
По результатам анализа можно сказать, что в целом коллектив имеет развивающийся (творческий) уровень профессионального развития, способен решать задачи, направленные на улучшение, модернизацию системы обучения и воспитания в свете современных требований.
Мониторинг прохождения курсовой подготовки
Анализ прохождения курсовой подготовки показывает, что количество учителей, повысивших свою квалификацию на курсах, увеличилось больше чем в два раза. Задачи методической службы гимназии в плане обеспечения прохождения курсовой подготовки, поставленные в прошлом учебном году, реализуются в полном объеме. Участие гимназии в эксперименте по внедрению обновленного содержания образования с 2016 года позволило существенно расширить возможности для повышения профессиональной квалификации педагогов. В ходе подготовительного этапа представители администрации, педагоги –учителя 1-х классов, педагоги-предметники прошли обучения на курсах ЦПМ города Астана. Данный фактор является важной предпосылкой для успешной реализации эксперимента и совершенствования профессиональных компетенций педагогов.
Одним из аспектов управления качеством образования, повышения профессионального мастерства является аттестация педагогических работников. В основе аттестационных испытаний лежали принципы гласности, открытости и непредвзятости. Осуществляетсявнутришкольный контроль аттестуемых педагогов, своевременно проводятся заседания аттестационной комиссии.
Мониторинг прохождения аттестационных испытаний
5.Материально-техническая и учебно-методическая база
Гимназия расположена в типовом здании. Зданию 34 года. Количество классных комнат - 39, учебных лабораторий-10, кабинетов самопознания – 1, спортивных залов – 2, зал хореографии – 1, школьных мастерских для мальчиков – 2, кабинетов технологии для девочек – 1 с приспособленным помещением. Актовый зал (182, 80 кв.м.) на 150 посадочных мест. Функционирует школьная библиотека (86 кв.м.),читальный зал на 12 посадочных мест. В библиотеке имеется интернет, количество компьютеров – 8. В течение последних лет наблюдается переконтингент учащихся по сравнению с заложенной проектной мощностью здания, в связи с чем наблюдается нехватка учебных помещений.В гимназии 2 компьютерных класса, обеспеченных 26 компьютерами, 1 лингафонно-мультимедийный кабинет (оборудование 2005 года)– 12 компьютеров. Локальной сетью объединены 38 компьютеров. Специализированный кабинет физики укомплектован оборудованием 2008 года, кабинет химии укомплектован оборудованием образца 2013 года.
Количество кабинетов с интерактивным оборудованием 4 . Из них: кабинет начального обучения (2002 года), кабинет биологии, кабинет математики, кабинет физики (2007 года). Указанное оборудование морально и технически устарело. В настоящее время проводится определенная работа по обновлению компьютерного парка гимназии.
В 2011 году была произведена полная реконструкция канализационной, водопроводной системы санузлов, проведена пожарная сигнализация с сигналом речевого оповещения по всей площади здания. В 2012 году в блоке начальной школы, в спортивном зале, в столовой и фойе 1 этажа была обновлена отопительная система, по периметру двора установлен0 7 видеокамер и одна видеокамера установлена в фойе гимназии. В 2013 году произведен капитальный ремонт кровли здания гимназии и замена оконных блоков фасада здания, замена дверей входных и запасных выходов, также проведены работы по восстановлению канализационной и водопроводной системы в учебных кабинетах младшего блока и замена полов в спортивном зале. В 2014- 2015 годах силами педагогического коллектива и техперсонала проведены косметические ремонты учебных кабинетов и помещений. В 2016 году проведен ремонт туалетных комнат блока начальной школы и частично блока кабинетов старшего звена.
Ремонт учебных помещений, обновление школьной мебели, учебно-методического содержания кабинетов проводится ежегодно за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Проделанная работа по укреплению материально-технической базы существенно повлияло на улучшение санитарного состоянии в гимназии, создание условий для безопасного проведения учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем инфраструктура школы требует определенных вложений. Гимназия продолжает нуждаться техническом обеспечении информатизации учебного процесса, обновлении и пополнении компьютерного парка. Проблемной зоной является технический фонд школьных мастерских, который не обновлялся со дня основания школы.
Одна из основных задач гимназии – повышение материально-технической базы организации на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.